Можно воображать самые разные новые технологии, но главный вопрос совсем не про них. А про то, где и что мы вообще будем через 30 лет строить. Придется ли возводить гигантские “человейники” в мире, где есть возможность работать и учиться из пригородного дома, а в центр города ездить лишь пару раз в неделю на совещания и для социально–культурной активности? Большой вопрос. А если добавить к этому новые виды транспорта, то картина будущего меняется еще больше.
“Уже до кризиса появилась тенденция на появление загородных поселков, — напоминает Николай Ватин, профессор инженерно–строительного института СПбПУ. — Люди селятся в 15–25 км от города, стоят в пробках на въезд и выезд. Сейчас из–за коронавируса многие из них поняли, что можно и вовсе не ездить. Следующий шаг — появление транспорта, который не связан с перемещением по земле. По воздуху можно перемещаться со скоростью примерно 400 км/ч. Мы знаем, что человек, в принципе, готов до работы добираться час в комфортных условиях. Получается, люди могут совершенно спокойно жить в 400 км от работы. Можно в Эстонии поселиться и прилетать в Петербург время от времени для социальных, культурных нужд и рабочих контактов”.
Нужна заводская точность
Непосредственно строительная площадка превратится в площадку сборочную. Уже сейчас в отдельных случаях (чаще в офисных помещениях) используются модульные сантехнические блоки для монтажа, например, ванной комнаты. Дальше изготавливать будут чуть ли не целые этажи.
“Сейчас все переходит к шестому технологическому укладу, но стройка не освоила еще пятый. Нанотехнологии, биотехнологии, создание материалов с заданными свойствами — все это есть, но в других отраслях, — констатирует Николай Ватин. — Когда строители окажутся хотя бы наравне? Тогда, когда стройка воспримет основные подходы. До недавнего времени стройплощадка была местом, где с помощью дешевой рабочей силы и дешевых материалов создавалась добавочная стоимость. Но теперь она все больше превращается в сборочную площадку изделий с высокой степенью готовности. Уже можно посмотреть видео из Китая, где дома возводятся за недели, и мы увидим, что на стройплощадку там на трейлере привозят готовые конструкции. Это изделия машиностроения с высокой точностью всех деталей”.
“Основными точками роста будут автоматизация, стандартизация и минимизация ручного труда, — согласен Сергей Веселов, основатель компании Development Systems. — Один из таких трендов, который развивается и сейчас, — укрупненная или предварительная сборка: это уже готовые блоки, из которых дом собирается по принципу конструктора. Сейчас часть домов строят из бетонных каркасов, есть первые шаги по блочной сборке инженерных шахт. С одной стороны, это достаточно дорого, с другой — можно получить дополнительные продаваемые площади, сократив объем инженерных ниш и помещений.
Блочные технологии будут более популярны в проектах с высокой повторяемостью планировок, потому что в объектах бизнес–класса низкая повторяемость типовых технических решений”.
Глава Glorax Group Андрей Биржин видит хорошую перспективу в 3D–печати зданий. “Сначала печать домов закрепится на рынке загородного жилья и только потом получит распространение при строительстве многоквартирных зданий. Возможно, при помощи 3D–печати будут создаваться отдельные элементы здания, а уже далее роботы их будут собирать на строительной площадке в единую конструкцию”. — предполагает он.
Топ–профессия: робототехник
Люди со стройки, конечно, не исчезнут. Но кто будет самым востребованным специалистом на такой стройплощадке? Уже не мигрант из Средней Азии и даже не суровый прораб, а обученный в топовых вузах робототехник. А еще — менеджеры, маркетологи, в общем, люди, принимающие и придумывающие решения.
“Возможно, что совсем скоро основные задачи будут выполнять беспилотные летательные аппараты и роботизированные системы, — размышляет Андрей Журко, директор по ИТ промышленного блока ПИК. — Все элементы зданий будут оснащены датчиками, взаимодействующими между собой. В случае неисправности датчики будут подавать сигналы и направлять соответствующий запрос на проведение работ по устранению возникших неполадок. Логистические операции и процессы, вполне вероятно, могут осуществлять беспилотники, роботомобили или поезда на магнитной подушке. Однако полностью исключать участие человека нельзя. Например, формирование продукта, постановка заданий, приемка выполненных работ искусственным интеллектом, диагностика зданий, рекламация ложатся на плечи сотрудника”.
“Но если стоимость одного трудочаса будет падать, то смысла в автоматизации не будет — квалификация кадров не будет развиваться, — предупреждает Сергей Веселов. — Вообще, масштабной роботизации на стройке можно пока не ждать. Возможно, прогресс ждет машины, помогающие штукатурить или бетонировать, но на 100% заменить человека пока невозможно. Специалистов на стройке станет значительно меньше, но они будут более квалифицированными, в особенности в части управления техникой. Например, уже сейчас в Финляндии строительство одного дома на 35–40 квартир сопровождают около 20 человек”.
Эксплуатация с умом
Да и сами квартиры через 30 лет будут совсем другими, надеются строители. “Никому не будут нужны просто бетонные коробки, люди захотят получить полноценную экосистему, где с помощью искусственного интеллекта под потребности владельца квартиры будут подстраиваться системы климат–контроля, вход в дом будет исключительно по лицу, а решить все бытовые вопросы можно будет через приложение”, — говорит Андрей Биржин.
С этим согласны и предприниматели из сферы обслуживания ЖКХ. Раньше сантехники ежемесячно в подвалах снимали показания приборов общедомового узла учета. Сейчас это все делает маленькая коробочка, которая пересылает данные онлайн через GSM–модуль. А дальше? Нет, сантехники и электрики никуда не денутся, сложные задачи по ремонту роботу не доверить. Но консервативный ЖЭК вынужден будет превращаться в IT–компанию.
“Я вижу, что в ближайшие десятилетия разрозненные системы будут объединяться в одну большую удобную кнопку управления, — говорит Константин Орлов, генеральный директор ООО “Домсканер”. — Умный дом будет понимать голос, а возможно, уже и мысль. Вы сможете управлять открытием штор в спальне, микроволновкой и домофоном или шлагбаумом во дворе через одно устройство или приложение. Везде будут системы удаленного контроля, и задача управляющей компании будет следить за этим на своем пульте и оперативно реагировать на поступающие сигналы об ошибках или сбоях”.
А тут еще и зеленые технологии из Европы подвезут — куда без них, учитывая, как трепетно относится поколение Z к проблемам экологии! Уже с 2021 года, согласно директиве ЕС по энергоэффективности зданий, для всех проектов станет обязательным применение принципа “трех нулей”: ноль энергопотребления, ноль вредных выбросов, ноль отходов. К нам эти стандарты тоже доберутся, и, может, даже раньше, чем через 30 лет.
“Посмотрите, как в Петербурге начала меняться структура зеленых насаждений, — говорит Николай Ватин. — Если раньше зеленым в городе был период с мая по сентябрь, то сейчас все больше и больше появляется вечнозеленых растений, пусть пока еще невысокие, кустарниковые виды. И это тоже элемент технологии. Почему бы не иметь, например, хвойные фасады? Вам и зимой теплее, и летом прохладнее. Вспомните, что мы самый северный город с населением больше миллиона. У нас должна быть вечнозеленая растительность!”
И только как бы все это не осталось фантастической картинкой из “мечтающих” 2010–х. Ведь на практике мы видим, как любой “черный лебедь” в одно мгновение развеивает все лучшие надежды человечества. Если даже рассчитанные на 25–50 лет хрущевки никуда не делись, то что станет через 30 лет с Девяткино? Неужели снесут?
Источник: www.dp.ru