Сергей Музыченко о реформе строительной нормативной базы и формировании новой идеологии отрасли
Благодаря цифровизации нормативной базы и разработке новых стандартов проектирование и строительство стали более современными процессами. О перспективных технологиях, новых стройматериалах и возможном изменении системы стандартов «Стройгазете» рассказал директор Федерального центра нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве (ФЦС) Сергей МУЗЫЧЕНКО.
«СГ»: Сергей Григорьевич, в конце прошлого года вы возглавили ФЦС. С решения каких задач начали?
С.М.: Одним из основных направлений работы в последние полгода была подготовка новой редакции перечня обязательных требований в строительстве. В прошлом году уже было сокращено порядка 3 тыс. таких требований, и сейчас эта работа продолжается. Так, 28 мая был утвержден обновленный список, который переводит около 3,8 тыс. требований из разряда обязательных в статус рекомендуемых.
Благодаря совместной работе Минстроя России с МЧС России из числа обязательных было исключено порядка 200 дублирующих норм, которые ставили в тупик многих проектировщиков. Перестал быть обязательным ряд еще советских норм, связанных с габаритами отдельных помещений, например, гардеробных. Также мы исключили ряд требований по такому достаточно спорному показателю, как расстояния между инженерными системами и коммуникациями, ведь, работая в условиях современной плотной застройки в городах, соблюсти их порой невозможно.
Отмечу, все эти излишние нормы не просто мешали проектировщикам, но и вынуждали их разрабатывать специальные технические условия (СТУ) под конкретный объект. Это, конечно, приводило к сложностям, задержкам, дополнительным трудовым и финансовым затратам. Однако перед нами не стоит задача сократить список любой ценой. Важно отметить, что исключаются из обязательного перечня только дублирующие, устаревшие нормы. Все положения, сохраняющие свою актуальность, особенно в части безопасности, остались обязательными.
«СГ»: А сколько обязательных требований осталось?
С.М.: На сегодня остается еще порядка 4 тыс. обязательных требований. Новый перечень стандартов и сводов правил, применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений», вступает в силу с сентября 2021 года. С документами, включенными в перечень, уже можно ознакомиться в тематическом разделе сайта ФАУ «ФЦС».
«СГ»: Какая работа предстоит с перечнем в будущем?
С.М.: Благодаря последней ревизии перечня, из него было исключено около 90% избыточных и устаревших требований. Конечно, работа по актуализации будет продолжена, но это точечные изменения. Необходимо в целом пересмотреть концепцию технического регулирования в строительстве. К примеру, сегодня действует предписывающий подход. Чтобы подтвердить соответствие, мы должны четко следовать шагам, прописанным в нормативном документе. Однако если мы возьмем зарубежный опыт, то там в основном применяются принципы функционально ориентированной, параметрической системы нормирования. Такой подход фиксирует конечную цель, а проектировщик или строитель могут сами выбирать, какими техническими решениями ее достигнуть. Сейчас Минстрой России прорабатывает возможность перехода в будущем на такую параметрическую систему регулирования. Поэтому говорить, сколько норм и требований останутся обязательными, сегодня сложно.
«СГ»: Вы уже упомянули о том, что такой подход характерен для зарубежных стран. А на чей опыт вы ориентировались?
С.М.: Мы детально изучили опыт европейских стран и государств СНГ, изучили также систему регламентов в США, ознакомились с практикой регулирования в азиатских странах и, конечно, в Китае.
«СГ»: Неотъемлемой частью вашей работы является цифровизация. Расскажите о переводе норм и правил в электронный вид.
С.М.: Цифровизация — одно из важнейших направлений нашей работы. Перед нами поставлена задача создания единой государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) РФ, которая будет интегрировать информационные системы регионов и органов власти, включать в себя классификатор строительной информации (КСИ), реестр документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса.
Благодаря этой информационной системе можно будет получать аналитические сведения о выданных градостроительных планах земельных участков (ГПЗУ) по каждому субъекту отдельно и по совокупности с другими субъектами, о предоставленных разрешениях на строительство, об объектах капитального строительства.
Кроме того, активно ведется работа по развитию КСИ. Это элемент ГИСОГД, который предусматривает детализацию каждого элемента на стройке, кодификацию каждого узла или материала. Благодаря этому 3D-модель любого здания становится не просто красивой картинкой, а выверенной математической системой. Теперь каждый гвоздь, винт или кирпич имеет свой код, который несет информацию о его характеристиках. Как следствие — автоматизация расчетов материалов, финансовых и трудовых затрат, а также предупреждение коллизий в проектировании. Замечу, что важность создания КСИ объясняется еще и предстоящим переходом на технологии информационного моделирования (ТИМ).
«СГ»: Какова конечная цель цифровизации всех этих данных?
С.М.: В перспективе цифровизация позволит автоматизировать все процессы проектирования и расчетов, ввести параметрическое, риск-ориентированное техническое нормирование, обеспечить оптимизацию сроков и стоимости строительства, сокращение обязательных требований без снижения базовых требований безопасности. По оценкам экспертов, снижение затрат в случае полной цифровизации составит около 2025%. Более того, она изменит и саму профессию проектировщика: машина с учетом искусственного интеллекта сможет сама выбирать проектные решения, отдельные материалы и узлы для строительства. Отмечу, что, несмотря на возросшую роль информационных систем, роль проектировщика при таком подходе сохранится, хотя и изменяется само наполнение профессии.
«СГ»: Сейчас активно обсуждаются перспективы деревянного, стального и модульного строительства в России. При этом их развитию, по мнению экспертов, мешают «устаревшие» нормы. Рассматривается ли возможность их корректировки?
С.М.: Конечно, это перспективные направления. Мы видим, что во многих странах эти материалы широко применятся в строительстве, причем не только для возведения индивидуальных жилых домов, но и для общественных зданий или массового жилья. Для России технология деревянного домостроения тоже актуальна: самого ресурса много, к тому же строить можно круглый год, независимо от погоды. Поэтому на базе Технического комитета №465 сегодня ведется масштабная работа по актуализации нормативных документов, регламентирующих использование дерева или металла.
«СГ»: А есть какие-то конкретные планы?
С.М.: Известно, что основной проблемой для развития конкретно деревянного домостроения являются нормы пожарной безопасности. Сегодня нормы разрешают строить дома высотой до 28 м; но при этом предусматривают: все, что выше двух этажей, должно быть защищено конструктивной огнезащитой — это либо кирпичная кладка, либо гипсокартон, либо иной материал, не поддерживающий горение и распространение пламени. Однако такой подход полностью лишает смысла проект строительства из дерева как с экономической, так и с эстетической точки зрения.
Хочу заметить, что уже в этом году планируется провести ряд научно-исследовательских работ, по итогам которых можно будет актуализировать некоторые своды правил (СП) и ГОСТ. Кроме того, Минстрой ставит перед нами задачу — за год-два проработать норму, позволяющую значительно расширить строительство из дерева.
«СГ»: По вашему мнению, возможно ли более широкое использование металлоконструкций в стройке?
С.М.: У стального строительства тоже есть ряд преимуществ — это и хорошая сейсмоустойчивость, и пригодность для применения в условиях крайнего Севера. Поэтому совместно с Ассоциацией развития стального строительства мы разработали и утвердили «дорожную карту» по внедрению новых технологий в строительные процессы. И уже на этот год запланированы научные исследования и внесение изменений в нормативные документы.
«СГ»: В прошлом году с помощью модульных технологий в рекордные сроки был построен Вороновский коронавирусный госпиталь. Как вы считаете, можно ли прогнозировать активное тиражирование такой технологии в будущем?
С.М.: Говоря о модулях, надо пояснить, что у нас в стране пока путают понятия: многие подразумевают под модульной технологией возведение объектов из простейших конструкций контейнерного типа. В этом случае в зависимости от наличия или отсутствия фундамента это может быть капитальное или некапитальное строение. Такие модули используются, например, как временные сооружения.
Однако есть и другая технология, которую тоже принято называть модульной. Она регулируется СП 501.1325800.2021 «Здания из крупногабаритных модулей. Правила проектирования и строительства. Основные положения» и предусматривает создание в заводских условиях готовых блоков-модулей с максимальным размером 7,5 на 12 м. Фактически это готовая часть помещения, с инженерными коммуникациями, электророзетками и батареями отопления. Застройщику остается только смонтировать между собой эти модули. Эта технология широко распространена в Европе, в частности, в Германии. Сейчас у нас в Новой Москве строится завод по производству именно таких модулей.
Надо заметить, что при реализации таких проектов возникают сложности с транспортировкой модулей из-за их размеров. Однако сегодня это вполне решаемый вопрос, тем более в рамках проектов комплексного развития территорий или застройки промзон. К тому же, учитывая большой масштаб будущего строительства, производственную линию можно собирать непосредственно на площадке, а потом перебазировать ее к месту нового строительства.
«СГ»: Считаете ли вы достаточной нормативную базу для реализации таких проектов?
С.М.: Да, в этом году уже утвержден соответствующий СП, и он будет в дальнейшем актуализироваться. Можно с уверенностью сказать, что в настоящий момент строительству уже ничего не мешает, но необходимо и дальше развивать нормативную базу по этим перспективным направлениям.
Иситочник: www.stroygaz.ru